Новости ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия
Реестровые и технические ошибки: способы их устранения
Ошибки могут быть техническими или реестровыми в зависимости от этапа, на котором произошло искажение информации.
Техническую ошибку (опечатку, грамматическую или арифметическую ошибку) может допустить специалист в процессе внесения записей в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Тогда данные ЕГРН будут отличаться от сведений в документах, которые были представлены на кадастровый учет или регистрацию прав. Среди самых распространенных технических ошибок - опечатки в фамилии, имени и отчестве правообладателей и адресе объектов недвижимости.
Во всех случаях техническая ошибка исправляется в течение 3 дней после поступления соответствующей информации.
В случае, если недостоверные сведения содержались в документах, которые представлены на кадастровый учет или государственную регистрацию прав, и были внесены в ЕГРН, имеет место реестровая ошибка. Например, кадастровый инженер неправильно определил границы участка или площадь здания. В результате границы одного участка "наехали" на границы другого участка, а площадь индивидуального жилого дома не соответствует действительности.
Чтобы исправить реестровую ошибку, необходимо запускать процедуру внесения изменений в сведения ЕГРН в связи с исправлением реестровой ошибки. Для этого требуется собрать необходимый пакет документов (межевой план, технический план, акт обследования, и т.д.) и подать заявление о внесении изменений в сведения ЕГРН в Многофункциональный центр.
Подать документы в электронном виде: что нужно знать заявителю?
Документы на государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет объектов недвижимости - как отдельно по каждой из данных услуг, так и одновременно - можно подать в электронном виде.
Сервис подачи документов в электронном виде функционирует на официальном сайте Росреестра (rosreestr.ru). На данном портале заявители должны заполнить соответствующее заявление, подписать заявление электронной подписью (ЭП) и приложить к нему необходимый пакет документов в электронном виде.
В электронном виде заявление и документы, подаваемые на государственную регистрацию, должны быть подписаны ЭП соответствующих лиц. Для получения такой подписи необходимо обратиться в любой аккредитованный удостоверяющий центр, перечень которых также размещен на сайте Росреестра. Например, также подпись можно получить в филиале, заполнив заявку на сайте uc.kadastr.ru.
В случае, если обращается представитель заявителя на основании доверенности, необходимо приложить электронный образ такой доверенности, заверенный ЭП нотариуса. Для этого необходимо обратиться к любому нотариусу за совершением соответствующего нотариального действия.
После подачи документов портал сформирует начисление с уникальным идентификатором начисления (УИН платежа). Оплата госпошлины должна производиться после подачи документов с обязательным указанием в платежных документах данного УИН.
По результатам оказания услуг в электронном виде заявителям направляются документы исключительно в электронной форме, подписанные ЭП государственного регистратора прав.
Какие сделки требуют обязательного удостоверения у нотариуса?
Нотариальное удостоверение обязательно не для любой сделки, которая влечет возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, а только в случаях, определенных законом. Кроме того, обязательное удостоверение сделки может быть установлено соглашением сторон, даже если по закону ее нотариальное удостоверение не требовалось.
Сейчас в соответствии с законодательством обязательного нотариального удостоверения требуют несколько видов сделок с недвижимостью:
1. Сделки по отчуждению (продаже, дарению и т.д.) долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.
2. Законодательство предусматривает обязательное нотариальное удостоверение сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки или доверительного управления, по отчуждению недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным.
3. Подлежат нотариальному удостоверению заявление и документы на регистрацию сделки или на регистрацию права, ограничения или обременения права, если они направляются почтовым отправлением.
4. Нотариального удостоверения требуют договоры уступки прав требования и перевода долга по нотариально удостоверенной сделке, а также соглашение об изменении и расторжении нотариально удостоверенного договора.
Как оформить недвижимость в дар несовершеннолетнему?
Многие граждане, имеющие несовершеннолетних детей, сталкиваются с вопросом о том, каким образом можно оформить передачу права собственности на недвижимое имущество (квартиру, земельный участок и т.д.) на своего ребенка.
Дело в том, что лица, не достигшие 18-летнего возраста, не могут самостоятельно совершать сделки, направленные на приобретение (покупку) или отчуждение (продажу) недвижимого имущества.
В чем заключается особенность договора дарения - в соответствии с Гражданским кодеком РФ, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает другой стороне (одаряемому) вещь в собственность. Одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться.
В случае, если предметом договора будет являться объект недвижимости, договор заключается в письменной форме.
Когда такой договор заключается между взрослыми совершеннолетними людьми, особенных проблем не возникает. Договор подписывают лица, которые в силу гражданского кодекса обладают всеми правами дееспособных граждан.
Но в случае передачи дара несовершеннолетнему гражданину такой договор может быть подписан только законными представителями ребенка - родителями, опекунами или попечителями - в случае, если несовершеннолетний не достиг 14 летнего возраста.
Как оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости?
У каждого заинтересованного лица есть право оспорить кадастровую стоимость в суде или в специальных комиссиях, созданных при каждом управлении Росреестра.
Пересмотреть кадастровую стоимость можно в двух случаях: если для ее определения использовались недостоверные сведения об объекте недвижимости или если кадастровая стоимость отличается от рыночной.
Комиссия принимает решение об оспаривании кадастровой стоимости в течение 30 дней с момента подачи заявления.
Новый закон сохраняет возможность в случае несогласия собственника с величиной кадастровой стоимости его объекта недвижимости оспорить ее в комиссиях по пересмотру кадастровой стоимости или в суде. Комиссии по оспариванию, по новому закону, будут создаваться по решению региональных органов власти. До того, как в регионах пройдет кадастровая оценка по новым правилам, также будут действовать досудебные комиссии, созданные при территориальных органах Росреестра. В них можно оспорить кадастровую стоимость, установленную по методике старого закона. В работе комиссий принимают участие как эксперты со стороны Управления Росреестра и филиала Федеральной кадастровой палаты, так и представители региональных органов власти и оценочного сообщества. Таким образом, решения о пересмотре стоимости принимается коллегиально несколькими экспертами.
Как зарегистрировать жилой дом в «упрощенном» порядке?
В «упрощенном» порядке можно зарегистрировать право собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, который создан на земельном участке, предназначенном для такого строительства или для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).
В данном случае государственный кадастровый учет и регистрация прав должны осуществляться одновременно.
До 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства в упрощенном порядке являются только технический план объекта индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок.
Таким образом, для кадастрового учета и регистрации прав на жилой дом заявителю необходимо подготовить следующие документы:
- заявление о государственной регистрации права и государственного кадастрового учета в отношении жилого дома;
- технический план жилого дома с обязательным приложением разрешения на строительство;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен жилой дом (в случае отсутствия сведений о государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости);
- иные документы, предусмотренные законодательством документы (например, доверенность, в случае, если от имени заявителя действует представитель).
Размер государственной пошлины за регистрацию права собственности на жилой дом в «упрощенном» порядке составляет 350 рублей.
Подать документы на государственный кадастровый учет и регистрацию прав возможно при личном обращении в офисы многофункциональных центров, а также в электронном виде посредством сервиса «Подать заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав», размещенном на официальном сайте Росреестра.
Кадастровая палата разъясняет порядок и процедуру проведения межевания земельного участка
Для проведения любой сделки с земельным участком (купля, продажа, дарение и т.д.), владельцу обязательно понадобятся документы, подтверждающие право собственности. Чтобы оформить эти документы, в большинстве случаев необходимо проведение процедуры межевания земельного участка.
Межевание земельного участка - это определение координат границ земельного участка на местности с помощью кадастрового инженера. Эта процедура представляет собой комплекс работ, в процессе которых устанавливаются (либо восстанавливаются) и закрепляются на местности границы участка, определяется его точная площадь, а полученные в ходе исследования результаты оформляются в виде межевого плана и подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Для проведения межевания земельного участка обратитесь к кадастровому инженеру и составьте с ним договор, в котором обязательно зафиксируйте сроки проведения кадастровых работ.
Услуги кадастрового инженера являются платными. О стоимости работ по проведению межевания следует узнать непосредственно у кадастрового инженера.
Уведомлением соседей о проведении кадастровых работ занимается кадастровый инженер. Если соседи были вовремя надлежащим образом извещены, но не явились в срок (или не явились вообще), межевание границ проводится без их участия.
Только после проведения всех ее этапов вы будете считаться законным собственником земельного участка с уточненными границами и сможете проводить с ним любые сделки.
Выбор кадастрового инженера
В процессе осуществления процедур по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества в большинстве случаев требуется обращение к кадастровым инженерам. Результат проведения данных процедур во многом зависит от качества работы кадастровых инженеров, которые оформляют документы, необходимые для дальнейших учетно-регистрационных действий в отношении недвижимости: межевой план, технический план, акт обследования.
При выборе кадастрового инженера важно обратить внимание на наличие квалификационного аттестата и членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров (СРО).
Сведения о кадастровых инженерах можно получить, воспользовавшись электронным сервисом официального сайта Росреестра "Реестр кадастровых инженеров" (https://rosreestr.ru/wps/portal/ais_rki).
Посредством данного сервиса можно получить информацию о каждом кадастровом инженере, номер и дату выдачи его квалификационного аттестата, а также наличие членства в СРО.
Стоит отметить, что взаимодействие заказчика с кадастровым инженером осуществляется на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ. Обязательными приложениями к договору являются смета, утвержденная заказчиком, и задание на выполнение работ. Также кадастровый инженер от имени заказчика вправе подавать заявления о государственном кадастровом учете.
Напомним, что работы по исправлению ошибок (перемежеванию) для физических и юридических лиц может выполнить также Кадастровая палата по Республике Мордовия.
На вопрос отвечает
Директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия
Действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса Александр Михайлович Пыков.
Вопрос: Могу ли я выделить долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме?
Ответ: Общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме являются те части дома, которые имеют вспомогательное, обслуживающее значение и не являются объектами индивидуальной собственности. Общее имущество является общей долевой собственностью и принадлежит собственникам помещений в доме.
Собственник помещения в доме не вправе распоряжаться своей долей в праве общей собственности на общее имущество, он не может выделить эту долю в натуре, отчуждать ее (продавать, дарить, сдавать в аренду), а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу доли отдельно от права собственности на указанное помещение. Распоряжение общим имуществом происходит по решению общего собрания собственников.
Вопрос: У меня в собственности есть земельный участок, который мне достался от родителей в наследство. Нужно ли мне согласие супруга при продаже этого участка?
Ответ: В вашем случае согласие супруга на продажу земельного участка не требуется, поскольку, в соответствии с п. 1 ст. 36 Семейного кодекса РФ, имущество, полученное одним из супругов во время брака в порядке наследования, является его собственностью, и согласия второго супруга на сделки с таким имуществом не требуется.
Вопрос: Можно ли приватизировать квартиру, если дом признан аварийным?
Ответ: Нет. Нельзя приватизировать жилые помещения, которые находятся в аварийном состоянии, в общежитиях учебных заведений, в домах закрытых военных городков, а также служебное жилье и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.