Центр занятости населения и профессиональная подготовка молодежи Помогаем в выборе правильного профессионального маршрута
Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
Именно эти задачи ставились перед педагогами МОУ «Старотеризморгская средняя общеобразовательная школа» Старошайговского муниципального района республики Мордовия при реализации регионального образовательного модуля «Старт в профессию». Началом старта модуля стала встреча учащихся и педагогов школы с директором центра занятости населения Старошайговского муниципального района Пивкиным А.В. и старшим инспектором Сарайкиной И.Ю. При тесном сотрудничестве Старотеризморгской школы и центра занятости населения ранее проводились мероприятия , связанные с выбором будущей профессии. Именно на базе нашей школы развернулась площадка республиканского мероприятия «Город мастеров» весной 2013 года.
29 октября они побывали в школе с целью посещения запланированных классных часов по внедрению регионального образовательного модуля «Старт в профессию». Посетив мероприятия в 2,4,5,6,7 классах, гости были приятно удивлены тому, что педагоги школы всерьёз отнеслись к реализации данного модуля. Классные часы были разной тематики, но всех их объединяло одно – правильный профессиональный выбор. Педагоги построили план проведения классных часов так, чтобы отдельными занятиями привести детей к главному в выборе будущей профессии. В 2,4 классе (классный руководитель Автайкина С.Д.) говорили о профессиях своих родителей. В этих классах учатся дети фермера, медсестры, учителя, культработника, простого труженика села. Было приятно слышать от детей, что они гордятся своими родителями и во многом хотят быть похожими на них. Поэтому в будущем младшеклассники решили продолжить династии фермеров, медсестёр, учителей.
В 5 классе (классный руководитель Краснова С.А.) много рассуждали на тему здоровья и здорового образа жизни. Дети пришли к выводу, что при выборе той или иной профессии обязательно нужно быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Они подчеркнули, что плохое зрение мешает профессиональному вождению автомобиля, а слабые мышцы ног – проблема при работе за станком. Они согласились со своим наставником, что беречь здоровье и вести здоровый образ жизни – один из пунктов при правильном выборе профессии.
Очень много интересного дети узнали о своём характере и о его чертах на уроке-лекции в 6 классе (классный руководитель Глухова Г.Е.). Она чётко и доступно объяснила детям такие понятия и определения, как «темперамент», «характер». Также учащиеся узнали, выбор какой профессии соответствует их темпераменту.
В 7 классе классный руководитель Девина Е.А. рассказала о значении имён и их влияние на выбор будущей профессии. Привели примеры выдающихся людей с той или иной профессией.
День был насыщенный. Дети легко контактировали с гостями, активно вели себя на занятиях. А гости, в свою очередь, старались отвечать на все вопросы своих младших друзей.
Подводя итоги встречи и анализируя мероприятия, обе стороны пришли к выводу, что старт региональному образовательному модулю «Старт в профессию» был дан. И «первый блин получился не комом». Фотографии с классных часов, статья были выложены на сайт Правительства Республик Мордовия.
Будет ещё много таких встреч и мероприятий, а нам остаётся только надеяться на то, что наше общее дело поможет детям в выборе правильного профессионального маршрута.